Развитие технологий представляет собой не только перспективы для отдельных сфер бизнеса и экономики в целом, но и содержит серьезные вызовы для тех, кто уже выбрал свою профессию, достиг определенных вершин, и тех, кто об этом только задумывается.
Давайте представим, сколько нам будет через 5 или 10 лет? Чем мы будем заниматься? Ведь этот момент настанет довольно скоро. Да, в течение ближайших 10-15 лет внедрение технологий автоматизации, обработки больших данных и искусственного интеллекта будет трансформировать рынок труда. Но что еще?
Спрос на технологические навыки постоянно растет и будет расти дальше. Безусловно, в первую очередь речь идет о специалистах по анализу данных и программистах, дефицит которых уже остро ощущается. В каждой сфере деятельности уровень компетенций по возрастам распределяется по-разному: чем выше скорость изменений в отрасли, тем на более ранний возраст приходится пик компетенций сотрудников. Многие продолжают думать, что они еще профессионалы в своей сфере, особенно на фоне новичков. Но для соответствия требованиям рынка формального статуса уже недостаточно.
Новые технологии уже сейчас требуют от людей понимания той работы, которую они выполняют, понимания процессов для того, чтобы разрабатывать и внедрять новые технологии. А это говорит о необходимости более глубокой теоретической и практической подготовки.
Объективная реальность и данные исследований о том, чему и как нужно учиться, диаметрально расходятся с постоянно и настойчиво озвучиваемой Г.Грефом и не только им идеей об окончательном разгроме наших традиций образования под предлогами, которые не выдерживают критики. Конечно, политика государства может казаться далекой от интересов и проблем отдельных компаний. Но проблема подготовки специалистов в нужном объеме и необходимых компетенций актуальна именно для бизнеса, который без квалифицированных специалистов получит отрицательный результат гораздо быстрее, чем это будет видно в масштабах государства.
Руководители большинства компаний ожидают снижения потребности в базовых и самых простых навыках сотрудников. Но, в то же время, растет потребность в социальных и эмоциональных навыках, растет спрос на более высокие познавательные навыки, такие, как творчество, критическое мышление, способность к принятию решения и сложной обработке информации.
И складывается очень интересная ситуация, когда многие компании, придерживаясь стратегии «молодые специалисты – это современность и креативность, это выгодно», получают неудовлетворенность молодым персоналом, у которого в большинстве случаев проблемы именно с soft skills – способностью общаться, генерировать творческий, а не креативный подход, работать в многозадачной среде, обоснованно ориентироваться в бизнес-процессах и т.д. Складывающаяся сейчас ситуация дает возможность тем, кто уже обладает жизненным и профессиональным опытом, вне зависимости от сферы деятельности найти новое перспективное применение своим знаниям и навыкам, полученным в прошлом.
С возрастом способность обучаться у людей только возрастает, и они могут учиться намного быстрее более молодого поколения, особенно в том, что касается комплексных тем. В этом свою роль играет эрудиция, жизненный опыт, более развитая способность оперировать различными категориями и не только.
С возрастом вы считываете информацию и понимаете ее гораздо быстрее. Вы видите больше новых возможностей для использования приобретаемых знаний для решения конкретных задач – значит, эффект от обучения будет гораздо выше.
Не секрет, что многие компании по стереотипам до сих пор выставляют возрастные ограничения при приеме на работу многих сотрудников. Это будет происходить до той поры, пока потребность в профессионалах не заставит отказаться от этих клише. Дефицит специалистов, особенно с продвинутыми soft skills во многих сферах, дальше будет только расти.
Но все нужно делать вовремя, так как сейчас оказаться вне уровня профессиональных компетенций довольно легко. Совершенствоваться и приобретать новые знания и навыки сейчас самое время, чтобы оставаться востребованными с профессиональной точки зрения, ведь профессионализм – понятие без возраста.
Трофимов Дмитрий, к.э.н., директор Высшей школы финансовых технологий Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Источник: