Качество человеческого капитала определяет эффективность и успех любой компании. Персонал (human resources – HR) является одним из ключевых ресурсов для любой компании, а вопрос эффективного привлечения, найма и удержания сотрудников продолжает быть актуальным в списке управленческих задач руководителей и отделов по управлению человеческими ресурсами.
Компания ResearchView, организующая регулярные HR-исследования на российском рынке, выяснила, что хотя в настоящее время компании имеют возможность пользоваться множеством каналов поиска и привлечения кандидатов, — процесс найма нужных сотрудников не становится проще, а наоборот зачастую усложняется. Сегодня количество точек контакта соискателя с HR-брендом резко возросло. В сети представлено немало информации: сообщества, блоги, СМИ, отзывы сотрудников описывают работу в компаниях со всех сторон. Специалист, который знает себе цену, после нахождения вакансии или приглашения его на интервью, проводит собственное исследование, собирая подробную информацию о работодателе, чтобы узнать оценить имидж и репутацию работодателя, а также понять в каких реально условиях ему придется работать.
Иногда число откликов на вакансию очень велико, а подходящих кандидатов среди них — единицы. Или наоборот: откликов нет, хотя условия вакансии достаточно привлекательны. Многим работодателям знакомы подобные ситуации. Компания ResearchView занимается проведением исследований для HR, которые позволяют провести аудит воронки привлечения персонала и понять на каких этапах могут происходить сбои и за счет чего ситуацию можно улучшить, построить сильный бренд компании-работодателя, выделиться на фоне других работодателей, а также привлечь и удержать внимание подходящих специалистов.
Существуют различные инструменты маркетинга в HR. Одним из них важнейших является воронка привлечения и удержания персонала, которая описывает этапы взаимодействия рекрутера и соискателя при закрытии вакансии и состоит из нескольких этапов. Для начала размещается описание вакансии на порталах по трудоустройству, в прессе, социальных сетях. Основные задачи отдела HR — донести предложение компании до соискателей, привлечь внимание качественных кандидатов. Здесь важны известность бренда и публичный имидж компании-работодателя. Соискатели могут использовать поисковики, вебсайты компании, отзывы сотрудников, рейтинги, социальные сети и другие источники для получения более полной информации о потенциальном работодателе.
Затем соискатель изучает вакансию, собирает информацию о возможном работодателе, у него формируются первоначальные ожидания. Если его устраивает вакансия, он отправляет свое резюме и в случае положительного отклика работодателя готовится к собеседованию.
На следующем этапе интервью задача рекрутера и менеджеров — провести собеседования, тестирование и отбор для того, чтобы оценить соискателей по необходимым критериям, выбрать наиболее подходящих и мотивированных из них. Как результат, принимается решение о найме, происходит согласование условий контракта с финалистом, определяются дата его выхода на работу и условия включения в число сотрудников (испытательный срок/ задание).
Далее следует этап адаптации, в ходе которого работник должен влиться в коллектив, а работодатель обучить его и проверить правильность своего выбора. На этом этапе тоже возможен большой процент текучести кадров. Среди ключевых причин добровольного увольнения в период адаптации можно выделить отсутствие структурированной программы адаптации и помощи после прохождения обучения, несоответствие ожиданиям, проблемы с руководством, а также несогласие с корпоративной культурой компании.
Нужно отметить, что и после нахождения и найма нужного сотрудника, работодатель может столкнуться с проблемой его раннего профессионального выгорания. Большой процент новых сотрудников увольняется в течение испытательного срока. Согласно федеральному исследованию крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, в первые полгода разочарование по поводу новой работы испытывают более 60% вновь трудоустроенных. Поэтому на заключительном этапе задачей работодателя является создание мотивации на удержание и развитие сотрудника в рамках запланированного жизненного цикла.
Таким образом, каждый из этапов привлечения и удержания персонала является крайне важным, а HR исследования имеют свои особенности и виды для каждого из них.
Для получения дополнительной информации обращайтесь в агентство Дайнемик Коммуникейшнс / Dynamic Communications / http://dynamicmoscow.com.
Источник: